kluge_kinder

Category:

В продолжение предыдущей мысли о загнивании через какое-то время целой организации из-за того что менеджеры требуют количественных показателей, которыми они могут отчитываться и т.о. делать карьеру, совершенно забивая на качество. Плохое качество постепенно разливается по всей иерархии организации и приводит к её гибели. Зато манагеры все сделали карьеры!

Вот из-за этого Союз и развалился. Точнее так развалилась его экономика, которая дошла в конце концов до ручки и подточила политический строй. Количество было отделено от качества.

Было две линии управления: партийные заседания и производственные. На партийных требовали выдать на гора столько-то, подразумевая что "хорошее качество" - это что-то само собой разумеющееся, о чём и упоминать не стоит. На производственных же управленцы низшего звена и спецы чесали репу как бы выдать то количество с хоть сколько-нибудь приемлимым качеством.

Пример.

По инструкции чтобы подошва приклеилась к сапогу,клей на обувной фабрике после нанесения должен выдерживаться на воздухе 30 минут. С соблюдением всех норм за месяц цех выдаёт 1000 сапогов, вполне приемлимого, "восточно-европейского" качества. Цех за это получает премию, что очень важно в условиях советской полунищеты. А так же премию получает начальство: оно не нищее но красивую жизнь любит, и потому всегда сулит кары кто под ним. В тоже время начальство не может заставить работников, как в Китае, работать по 12 часов - потому что есть профсоюзы. Ну и вот наступают времена махрового застоя, и с какого-то момента кожа для сапогов каждый месяц начинает поступать с запозданием, всё большим и большим месяц от месяца, ну допустим не 1-го числа, а аж 15-го. Почему возникает запоздание? А потому что реактивы поздно привезли на сыромятную фабрику и кожу выделали позже, да и машину в колхоз за шкурами выделяют по остаточному принципу и она всегда поздно приезжает... И вот перед бригадиром цеха стоит задача выполнения плана для получения заветной премии (и не получения выговора, что страшнее). Для этого он решается на единственный возможный шаг при условии сохранения ресурса (времени - месяц) и необходимого количества на выходе (1000 штук) - идёт на ухудшение качества. Все работники начинают приклеивать подошву к сапогу спустя только 10 минут после нанесения клея. Химическая реакция к тому моменту ещё не закончилась, ну или не все компоненты успели вступить во взаимодействие и тогда собственно клея образовалось втрое меньше. В результате в ближайшую же мокрую погоду сапоги "разлазятся". Кого в такой ситуации делает стрелочником начальник обувной фабрики? Барабанная дробь... Производителя клея! (Это реальный случай из жизни описанный в рассказе М. Веллера.) Далее химфабрика по производству клея засылает "ботаника" - дядечку-химика разрабатывавшего клей на обувную фабрику, где тот проводит необходимые тесты с поставленным им клеем и приходит к ставящему его в тупик выводу что клей нормальный, все тесты проходит, сапоги разлазиться просто не должны! То что клей наносится через 10 минут ему разумеется никто не сообщает, а самому ему такое вопиющее нарушение инструкции даже в голову не приходит! Начинается бодание в письмах, причём не между организациями, а между обувной фабрикой в лице её руководства и... спецами на химфабрике - потому что руководство химфабрики ловко прикидывается почтальоном спуская входящие кляузы вниз, к спецам, почти ничего не изменяя. А в это время фабрика месяцами продолжает выпускать некачественную обувь.

И вот таких "нестыковок", запоздалых подвозов полуфабрикатов, было полным полно по всей экономике Союза. В 70-е, как альтернатива косыгинским реформам, даже существовало предложение забабахать Business Intelligence-проект в масштабах всего Союза(!) чтобы выявлять вот эти gaps и управляющей командой сверху их распутывать вдоль по цепочке. В виду нереализуемости такого технического проекта, было всё-таки решено ввести хозрасчёт, то есть попросту заинтересовать руководство фабрики рублём (ну прям меря прямо по пути к коммунизму! но другого выхода тогда не нашли, хотя над проблемой думали достаточно компетентные люди) В целом хозрасчёт проблему не решил и экономика продолжала вялое существование с постепенным обветшанием оборудования, с неправильными управленческими решениями (типа "Хлопкового дела" когда с Узбекистана потребовали 5млн тонн хлопка при том что в самый лучший год там выростало 4.4млн), с постоянным ухудшением качества тут и там. Плюс тяжёлый военный бюджет (хлопок-то этот дурацкий кому нужен-то был? просто из него порох делают!). Ну и вылилось это в то что мяса было не достать, табака не достать, а куры синие на прилавках (если вообще были).

"Забивание" на качество приводит к полному разрушению системы со временем. Подозреваю что это главная причина того что из Fortune-500 существовавших 60 лет назад сохранилось только 15%. Ну а качеством можно управлять только одним способом - личной заинтересованностью того кто с ним непосредственно имеет дело. Чего в корпоративном мире в наши дни днём с огнём не сыщешь.

P.S. Это пост не про причины развала совка, а про то как по определённому стилю управления можно предсказать финал компании, софтверного проекта или страны. Если на самом верху требуют количественные показатели и перестали проверять качество, то через какое-то время его не станет. И таким вот образом можно и огромную державу развалить.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic